Category Archives: ukraine

Lviv–Chernivtsi (2013-11-08–2013-11-12)

By tradition I’d left Lviv in the late afternoon. Very late. Too late. German helped me to hang panniers on the bicycle. In the last moment I told him my phone number, but forgot to take his. It was unclear whether we’ll meet up some day or not.

I went away not far from the city. The road became hilly, but I didn’t feel tired. It was interesting what I can see after the next hill.

I spent the night on the top of one hill which rose behind a fallow field.

There were almost no villages on the way to Rohatyn, my eye took a rest. Getting closer to Burshtyn I’d discovered quite a big lake on the map. That’s almost all I can say about that lake, nothing interesting. After that there was Burshtyn TES (coal-fired power plant) and dozens of power lines. Wires buzzed so hard, that my eye started twitching.

Several times on the way I saw posters calling to visit Old Halych. Ok, let’s watch what’s there. That’s what I thought at that time. But that area didn’t amaze me at all. Though, there was a beautiful forest. I’d stopped there early to explore Ivano-Frankivsk in the next morning without rush.

It was warm that day. I took out the mandolin outdoor for the first time, sat under a tree and played till twilights. Gradually the feeling of freedom rises inside me, the feeling that I aim to, I think. I myself establish rules and restrictions of my life. If I want to stop earlier just because I liked a forest—OK. Have remembered about the mandolin—why not.

In the early morning I’d come into Ivano-Frankivsk, rode a bit in the mostly pedestrian city center and had left the city. On the exit from the city I met ten of lycra cyclists (there is a popular word in Russian for this type of cyclists: “helmet-gay”; I don’t want to offend anyone, nor spandex cyclists, nor gays, it’s just a note). For some time I was able to follow them, but at some moment they hadn’t stopped at traffic light. I’d stopped and turned to a shop to express protest. The owner of the shop did a small discount when asked about my trip.

Finally I was in Carpathian Mountains. Shortly: I didn’t like that experience. But this is only my experience, it’d be stupid to generalize it.

I imagined how I’m pedalling, hills and mountains are spreading out around, flavour of a fir forest is tickling my nose, and no one is there. Unfortunately only villages spreaded along the road, village after village endlessly. Numerous hotels and guesthouses on the way. I think even if I’d choose less popular road, it’d be the same, the only difference is that it’d take more time. So, I’d come to the conclusion that it’d be better to travel there on foot, away from people.

Maybe I’m influenced by Nepalese mountains too much, it’s hard to surprise me.

Nonsense, but it was hard to find a place for wild camping in Carpathian Mountains. All the flat places were conquered by owners of houses and hotels. I found a place under an electric tower and worried a bit that my brain will be burnt after a night in such place, but there were no other options (except of guesthoses).

Strangely I’d done many kilometers on that day. I thought: “OK, just a bit more, just a little bit higher, and, perhaps, less houses will be there”. It’s funny to recall how I shifted on the lowest gear and climbed slowly on hills, and dogs ran side by side and barked without stop. So, in that evening I was on the highest point on my way in Carpathian Mountains.

After that I had to go only downhill, but I can’t say it was easier or faster than going uphill. First, you can’t carelessly roll down: with the quality of those roads you feel that you are doing slalom, just instead flags you’ve got potholes. Second, moveless hands on the brakes become cold fast.

When I was low enough I went by a road along a river. There were a few variants, but I liked how the road curled on the map following the bends of the river. Actually, there were two roads, on the both banks of the river. One was better, another worse. Still, they repaired the better one, so I needed to cross bridges sometimes and follow the bad one. Later in Chernivtsi Alex told me that a few days before my arrival there was a strike on the main bridge in that area. People wanted improvement of the road.

As in the previous night I’d got a problem with a sleeping place. I tried a field. In the darkness it seemed that there was a small forest behind the field. But that forest was placed on a steep hill. On the way back the bicycle had stuck in a deep muddy puddle. After a few seconds the bicycle had fallen down, the panniers were dirty, socks were wet, downpour strengthened. Despair was getting heavier, I tried to find a place on a cemetery, but the gates were closed. Corpses don’t wait for me yet.

There was an abandoned railway station and an open house, I could stay there for the night. But I watched shit and broken bottles in the corners and decided, that it isn’t a place I dreamt about. I’d put my tent up close to that house in the middle of three trees.

I planned to get a Romanian visa in Chernivtsi, so I needed to stay there longer than I usually do. People from CouchSurfing obviously didn’t want to host an unknown persons for long term. Liza, the girl I met in the last evening in Lviv, gave me a phone number of Alex. She told me, that I can stay in a squat he manages. Alex didn’t pick up the phone and didn’t reply SMS.

At this moment in the narrative I have to describe it very dramatically. In fact I didn’t feel depressed. I was laying in the tent, socks and feet were dried up, and tomorrow is another day. In the worst case I could always build a camp near Chernivtsi and visit the city only to have deals with the documents.

Luckily, nothing like this had happened in reality. Alex answered in the next morning, and I somehow managed to ride 70 kilometers just in 3 hours. Alex and Jane had brought me in the squat through the back entrance. It’d be suspicious if I’d go there with my bicycle through the main entrance. One room in that abandoned house is arranged for habitation, it’s very nice there. I’ll write much about the place later on, but some details will be omitted, as I don’t want to attract attention of inappropriate persons (even though those stories are quite interesting).

Liza, thanks again for your help!

Lviv (2013-11-05–2013-11-07)

Whenever I want to write about a city I’ve visited, I do it poorly. So, just believe me, that Lviv is wonderful. The city center is concerved and the whole area is like a big museum. It seems you can walk there endlessly. It doesn’t matter what direction you take, it’s interesting everywhere.

Almost all the streets in the center are stone pavings. Definitely it produces discomfort for car drivers (and cyclists), but it’s so nice to be a pedestrian there. Often people don’t pay attention to traffic lights, they know they’ll be passed. European architecture, narrow streets, numerous coffee houses, bars and small restaurants… It’s so fine to be there.

I was so happy that Ann offered me to stay for one more day. She wanted to introduce me her friend German from Romanian village in the South of Ukraine. I’m glad we met up, German is a very interesting person. In the last evening Ann and Yosh organized jam-session at home, it was quite funny. Thank you, Ann and Yosh, I’ll keep that evening in memory for a long time!

Brest–Lviv (2013-11-01–2013-11-04)

Doubra told me that some border checkpoints don’t allow pedestrians to cross the border, you need to ask a car driver to pick you up. I searched on the internet, but didn’t find any related information. However I’ve discovered that the initially chosen border checkpoint is interstate one (only for citizens of Belarus and Ukraine). I chose another one (Tomashovka–Pulemets), international one.

It was deserted on the Belarusian border, no cars at all. Even border guards left their booths. Finally I was spotted. The border guard was curious about my tour, so I told him some stories. He shook my hand and wished good luck.

I expected to see Ukrainian checkpoint just in a few meters after that. In fact I rode for 4 km on a narrow road going through a forest. Perhaps Belarus and Ukraine can’t decide who takes the resposibility for this inter-border road, so it was in quite bad condition.

Ukrainian guards were also interesting about my person. They scared me, that it’s already snowing in Kyiv.

Since the only reason to go by the following road is to cross the border, I thought it’d be quite safe to put the tent up near the border. It’s unlikely that someone would decide to pick mushrooms in a forest just before crossing a border.

There was a lake close to that place. Geese yelled for long time, but a few hunters’ shots had ended those screams. Actually I already heard shots in some previous days. I’m not afraid to be killed by a hunter. But I can’t say I like such sounds. In addition hunters often go with dogs, it means I have to listen to barking even when I’m far from villages.

On the next day I had a chance to feel completely the soul of Ukrainian roads and drivers. Simply, the roads and the drivers are crazy. I don’t know whether such crazy roads make drivers crazy or the opposite. I can’t even say those roads are bad. The quality of the same road on whole length varies significantly every few kilometers. Corroded and distended on the road edges asphalt, patch-work quilt on the center of a road, sometimes a narrow white line appears on the edge and you understand, that there was asphalted roadside some day. And then suddenly a few kilometers of nice paved road, just as a short surprise. Feel safer in this case, but, anyway, some drivers going by oncoming lane force you to go on the unpaved part of a road.

There is more trash on Ukrainian roads. Even more than in Russia. Many shops don’t have trash bins in front of them. Though, sometimes I stopped at some nice shops with garden and pavilions.
The scenery is various than in Belarus, but it’s hard to say it takes my breath away, it just changes more often.

On that day I went in Shatsky National Natural Park, there are many lakes around. They don’t look picturesque, but probably it’s nice to swim there in the summertime. Rental ads are everywhere.

I’d left the park, and after that there were no forests. It was getting darker, still no forest, and large enough city Volodymyr-Volynskyi was not so far. Ukrainian forests are marked badly in my navigator, oppositely on a paper map too many places are marked as forests. Luckily I’d bought SIM-card on that day. I checked satellite pictures on Google Maps and went to the opposite direction. Indeed, there was a forest.

At that moment I still didn’t know where to stop in Lviv. Almost all my requests on CouchSurfing were ignored. The mood was not very elated. Fortunately, I’d written about it on Facebook, and Irene from Kyiv helped me in short time. Thank you, Irene!

On the third day I rode through miner’s cities. I was surprised that Ukrainian roads can be even worse. I keep in memory the exit from Chervonohrad. Rain, dust, enormous traffic jam, cars were swarming in dirt. Funny.

Using my previous experience I checked Google Maps much earlier. But it didn’t help me, I had to go quite far to the nearest forest. In the morning I was discovered by an old lady who picked mushrooms.

On the last day I met two shepherds. I was fed and we drank horilka. Even though I drank just a bit, I’d lost a glove in the field. Time to buy a new pair.

Before Lviv I visited Zhovkva. Small and beatiful city.

There are almost no asphalted roads in Lviv center, only cobbles. In addition they started restoring many of them. So I got down from the bicycle and slowly went on foot a few kilometers in wonderful and amazing Lviv. Had some problems with a narrow door of house entrance, but finally dragged the bicycle inside.

Архив рубрики: украина

Львов – Черновцы (2013-11-08 – 2013-11-12)

По заведённой традиции из Львова я выехал поздно. Очень поздно. Совсем поздно. Герман помогал мне вешать сумки на велосипед. В последний момент я продиктовал ему свой номер телефона, но забыл взять его номер. Было неизвестно, встретимся ли мы ещё когда-нибудь.

Отъехал от города я совсем недалеко. Дорога становилась холмистой, но усталости не было. Было интересно: что же там, за очередным холмом.

Заночевал я на одном из таких холмов, который высился за полем, по которому прошёлся трактор.

По дороге до Рогатина почти не было деревень, глаз отдыхал. В Бурштыне по карте было большое озеро. Это, пожалуй, всё, что можно сказать об этом озере. Дальше была Бурштынская ТЭС и множество линий электропередач. Провода гудели так, что у меня задёргался глаз.

Несколько раз по пути встретились плакаты, призывающие посетить Старый Галич. Была не была, подумал я, и свернул с трассы. Тамошние места места меня ничем не поразили, зато был красивый лес, в котором я остановился пораньше, чтобы на следующее утро спокойно посмотреть Ивано-Франковск.

Было тепло, я в первый раз достал мандолину на улице, сел под дерево и играл до наступления сумерек. Постепенно во мне растёт чувство свободы, к которому я так или иначе стремлюсь. Я сам устанавливаю законы и ограничения, по которым живу. Захотел остановиться пораньше, потому что понравился лес, — хорошо. Вспомнил про мандолину — почему бы и нет.

Ранним утром я въехал в Ивано-Франковск, покатался немножко по пешеходному центру и поехал дальше. На выезде из города я встретил десяток «шлемогеев» (я ничего не имею против спортивных велосипедистов в обтягивающей одежде и шлемах или геев, просто это устоявшееся слово). Какое-то время мне даже удавалось поддерживать их темп, но на одном из светофоров их колонна промчалась на красный свет. Чтобы как-то выразить свой протест, я остановился и свернул к магазину. Хозяин магазина сделал мне небольшую скидку, когда расспросил меня о путешествии.

Наконец я въехал в Карпаты. Коротко: мне не понравилось. Но это только мой личный опыт, обобщать не стоит.

Я представлял себе, как буду ехать, а вокруг будут расстилаться холмы и горы, как еловый лес будет щекотать мой нос своими запахами, и вокруг ни души. К сожалению, одна растянувшаяся вдоль дороги деревня сменяла другую без конца и края. Какое-то немыслимое количество отелей и гэстхаусов по пути. Думаю, если бы я выбрал менее популярную дорогу, было бы примерно так же, разве только потратил бы больше времени. Так что лучше уж там пешком путешествовать, чтобы уйти подальше от людей.

Возможно, сказалось ещё то, что после непальских гор меня уже сложно удивить.

Нонсенс, но в Карпатах мне было сложно найти место для ночёвки. Все плоские места отвоёваны владельцами домов и отелей. Место нашлось под электровышкой. Я немного переживал, не расплавится ли мой мозг за ночь, проведённую в таком месте, но вариантов было немного.

Проехал я, кстати, в тот день необычно много. Я всё думал, что вот-вот ещё чуть-чуть, чуточку выше, и домов должно стать поменьше. Сейчас смешно вспоминать, как иногда я на самой низкой передаче потихоньку взбирался на холмы, а рядом бежали собаки и заливисто лаяли. Так и доехал до самой высокой точки на моём пути по Карпатам.

Дальше уже надо было ехать только вниз, но я бы не сказал, что это легче или быстрее, чем подъём. Во-первых, беззаботно катиться вниз не получится; с таким качеством дорог чувствуешь, будто ты занимаешься слаломом, только вместо флажков нужно объезжать ямы. Во-вторых, обездвиженные кисти, зажавшие тормоза, быстро начинают мерзнуть.

Спустившись достаточно низко, я поехал по дороге, которая идёт вдоль реки. Вариантов было много, но мне понравилось, как затейливо извивалась эта дорога на карте. Вообще, там было две дороги, по обоим берегам реки. Одна получше, другая похуже. Та, что получше, во многих местах ремонтировалась и нужно было по мостикам переезжать на противоположный берег. Впоследствии, когда я уже доехал до Черновцов, Лёша рассказал мне, что за несколько дней до этого на одном из главных мостов в той местности бастовали люди, требовали, чтобы дорогу улучшили.

Снова встала проблема ночёвки. Ткнулся на поле, в темноте показалось, что за полем небольшой лес. Оказалось, что тот лесок растёт на довольно крутом склоне. Стал выбираться обратно, велик завяз в глубокой грязной луже. Удержать не удалось, сумки в грязи, ноги промочил, начался ливень. Отчаяние нарастало, попробовал найти место на кладбище, но ворота были закрыты. Не пускают ещё к себе мертвецы.

Была какая-то заброшенная железнодорожная станция, домик был открыт, можно было остаться на ночь там. Но я посмотрел на говно и разбитые бутылки по углам, решил, что это точно не то, чего бы мне хотелось, и поставил палатку рядом с этим домиком среди трёх голых деревьев.

В Черновцах я планировал получать румынскую визу и мне надо было задержаться там подольше. Люди с CouchSurfing’а, понятное дело, не очень горели желанием вписывать незнакомца на длительный срок. Лиза, девушка, с которой я познакомился в последний вечер во Львове, дала мне телефон Лёши, сказав, что я могу пожить в сквоте. Лёша не брал трубку и не отвечал на SMS.

Тут я должен, наверное, особенно драматично всё это описывать. Но на самом деле я не чувствовал себя подавленно. Я лежал в палатке, ноги уже высохли, а утро вечера мудренее. В крайнем случае я всегда мог разбить лагерь неподалеку от Черновцов и заезжать туда только за тем, чтобы решить вопросы с документами. Ничего страшного.

К счастью, ничего такого не произошло. Утром Лёша ответил, а я каким-то образом умудрился проехать 70 километров за 3 часа. Лёша и Женя отвели меня в сквот через чёрный ход: было бы подозрительно, если бы я со своим велосипедом зашёл туда через главный вход. В этом заброшенном здании одна из комнат переделана под жилую, там здорово. Я ещё много напишу про это место, но опуская при этом некоторые детали: будет жалко, если место обнаружат люди, которым лучше о нём не знать.

Лиза, ещё раз спасибо!

Львов (2013-11-05 – 2013-11-07)

Про города у меня плохо получается писать. Просто поверьте мне, что Львов восхитителен. Центр города законсервирован, и получается, что ты бродишь по городу-музею. Гулять по Львову, кажется, можно бесконечно. Совершенно не важно в какую сторону идёшь, везде интересно.

Почти на всех улицах в центре города лежит брусчатка. Это, конечно, создаёт неудобства для машин (и велосипедистов), но зато очень приятно быть пешеходом. Часто пешеходы не обращают внимания на светофоры, знают, что их пропустят. Европейская архитектура, узкие улочки, многочисленные кофейни, бары и маленькие рестораны… Там прекрасно.

Я очень обрадовался, когда Аня предложила задержаться ещё на день, чтобы я познакомился с её другом Германом из румынского села на юге Украины. Очень-очень рад, что мы познакомились, Герман очень интересный человек. В последний вечер Аня и Ёш устроили дома джем-сейшн, было очень весело. Спасибо, Аня и Ёш, я ещё долго буду помнить тот вечер!

Брест – Львов (2013-11-01 – 2013-11-04)

Добра рассказал мне о том, что бывают такие пограничные переходы, где пешеходам запрещено пересечение границы и нужно просить какого-нибудь автомобилиста, чтобы он тебя провёз. Я полез в интернет за подтверждением или опровержением, но ничего толком не нашёл. Зато обнаружил, что изначально выбранный мной пограничный переход является междержавным (т. е. только для граждан Белоруссии и Украины). Выбрал другой (Томашовка–Пулемец), международный, к нему и поехал.

На белорусской границе было пустынно, никаких машин. Даже пограничники куда-то отошли из будок, где они проверяют паспорта. Наконец меня заметили. Пограничнику, конечно, было очень любопытно, как я путешествую, я с удовольствием ему рассказал. Напоследок он пожал мне руку и пожелал удачи.

Я ожидал, что украинский пограничный пункт будет в нескольких десятках метров после белорусского. На деле нужно было проехать 4 км по узкой дороге тянущейся через лес. Наверное Белоруссия и Украина не могут определиться, на ком лежит ответственность за эту межграничную дорогу, поэтому она в плохом состоянии.

Украинские пограничники тоже проявили большой интерес ко мне. Пугали, что в Киеве уже выпал снег.

Я подумал, что раз по той дороге едут только те машины, которым нужно пересечь границу, то будет довольно безопасно поставить палатку недалеко от границы. Вряд ли кому-то, кто пересекает границу, вздумается пойти в лес по грибы.

Рядом было озеро, там долго кричали гуси, но потом послышались выстрелы, крики гусей замолкли. Вообще, во время предыдущих ночёвок я уже не раз слышал выстрелы охотников. Того, что меня случайно подстрелят, я не боюсь. Но всё же звуки эти не очень люблю. К тому же зачастую охотники ходят с собаками и даже вдали от деревень мне приходится слушать лай собак.

На следующий день я смог полностью прочувствовать дух украинских дорог и водителей. И дороги, и водители — сумасшедшие. Не знаю, делают ли водителей сумасшедшими такие дороги или же наоборот. Я даже не могу назвать эти дороги плохими. Качество одной и той же трассы на всём её протяжении меняется каждые несколько километров. Изъеденный и вспучившийся асфальт по краям дороги, лоскутное одеяло из заплаток по центру, иногда появляется тонкая белая полоска по краю, из чего можно сделать вывод, что когда-то на этой дороге всё-таки была асфальтированная обочина. С дикими украинскими водителями лучше не шутить, еду в таких случаях по земле. А потом вдруг несколько километров хорошего покрытия. Там себя чувствуешь безопаснее, но периодически всё равно приходится съезжать на землю, уворачиваясь от несущихся по встречной машин.

На дорогах заметно больше мусора, даже больше, чем в России. Рядом с магазинами часто нет мусорок. Хотя иногда попадаются очень милые магазины с садиком и беседками.
Виды разнообразнее, чем в Белоруссии, но пока нельзя сказать, что захватывает дух, просто картинка меняется чаще.

В тот день я ехал по Шацкому национальному парку, на его территории много озёр. Выглядят не очень живописно, но летом наверное здорово там купаться. Повсюду висят объявления о сдаче жилья.

Покинув территорию парка, я почти не встречал по пути лесов. Уже стемнело, леса всё не было, зато впереди был достаточно крупный город Владимир Волынский. Леса Украины в навигаторе обозначены очень плохо, на бумажной карте — наоборот, всё закрашено зелёным. Выручило то, что в тот день я купил SIM-карту. Посмотрел в Google Maps снимки со спутника и поехал в противоположную сторону, там действительно был лес.

К тому моменту я ещё не нашёл вписку во Львове. Почти на все мои запросы на CouchSurfing не пришло никакого ответа, даже отказа. Настроение было не самое лучшее. К счастью, я написал об этом на Facebook, и Ира из Киева быстро мне помогла. Спасибо, Ира!

На третий день я ехал через шахтерские города. Там я увидел, что украинские дороги могут быть ещё хуже. Особенно запомнился выезд из Червонограда. Дождь, пыль, огромная пробка из машин, копошащихся в грязи. Весело.

Наученный предыдущим опытом, я заранее посмотрел на Google Maps ближайший лес. Толку, правда, особого не было, ехать надо было далеко. Утром был обнаружен бабушкой, собирающей грибы.

Днём я познакомился с двумя пастухами. Они поили меня горилкой и кормили разной едой. Хоть выпил я совсем немного, на поле я потерял перчатку. Теперь-то уж точно придётся покупать новые.

По пути заехал в Жолкву. Маленький и красивый городок. Познакомился там с велосипедистом Андреем.

В центре Львова почти нет асфальтовых дорог, одни мостовые. Вдобавок многие мостовые стали перекладывать. Так что я слез с велосипеда и неспешно прошёл несколько километров по прекрасному и невероятному Львову. Помучался немного с узкой дверью подъезда, но всё-таки затащил велосипед в дом.